Пляска, как и песня, отражает представления народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального  характера.

Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он хотел видеть человека, какие физические и моральные качества считает достойными подражания.

Обучая детей русской  народной пляске, мы ставим задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

Работая над характерной осанкой для русской пляски, мы учим детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведёнными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной, хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается.

Учим детей характерному  для русской пляски положению рук:

1.Стоя, с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают пальцы в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях и ставят кулаки на пояс.Локти направлены в стороны/стойка «подбоченившись»/.

2. Руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны.

3. «Полочка»- руки подняты перед собой, согнуты в локтях, одна рука лежит поверх другой.

4. Руки отведены в стороны, кисти открыты ладонью вперёд.

В зависимости от момента и содержания пляски, руки отводятся чуть-чуть или почти до уровня плеч: чем ярче пляска, тем шире раскрываются руки, тем больше отводятся плечи назад.

Если дети танцуют парами, то положения рук такие:

1.Мальчик , стоя слева от девочки, правой рукой обнимает её за талию, левые руки соединены впереди.Правая рука девочки, в зависимости от содержания танца, либо ставится на пояс, либо/если с платочком/ поднята в сторону- вверх, слегка согнута в локте.

2.Дети в паре просто держатся за руки/руки опущены вниз/.

Обучение детей плясовым движениям  начинается с младшей группы и включает в себя пружинку, выставление ног на пятку, кружение в шаге через правое плечо, притопы одной ногой, притопы на месте двумя ногами/топотушки/

До показа какого-то движения,  необходимо дать послушать музыку, определить её характер, отдельные средства музыкальной выразительности, стараясь, чтобы эмоциональное содержание музыки было правильно воспринято детьми, а затем передано в движении.

Для старшего дошкольного возраста предлагаются следующие   элементы русской народной пляски: простой хороводный шаг, дробный /шаг на всей ступне/, переменный шаг, приставные шаги в стороны с притопом, с приседанием.

Доступны детям и другие элементы, такие как «метёлочка»- поочерёдное выбрасывание ног перед собой и при этом руки держать «полочкой», «ковырялочка», «рубашечка»/ полуприсядка с хлопком перед собой, затем встать и, выставив ногу в сторону, развести руки в стороны, затем то же с другой ноги. Гармошка»- поочерёдное соединение и разведение пяток и носков. При движении вправо, соединяя носки, надо опираться на пятку левой и на носок правой ноги. При движении влево-наоборот.

Для закрепления плясовых движений можно использовать приговорки:

1.»Гармошечка»-

Ты играй, моя гармошка,

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси!

2.»Ковырялочка»-

Каблучками я стучу, пляску русскую учу.

Пляска русская моя замечательная.

3-«Метёлочка»

Как у наших у ворот дворник улицу метёт,

Дворник улицу метёт, все соринки подберёт.

Надо учить детей представлениям о том, что основными чертами  мужской пляски является удаль и ловкость, размах и сила, чувство собственного достоинства и мужества.

Танцуя с девочками, мальчики проявляют внимание, предупредительность и в то же время красуются перед ними. Движения девочек отличаются плавностью /»плывут как павы»/

Самым доступным и интересным для детей видом русской пляски является хоровод. Удачно выбранная песня, делает понятными и осмысленными для детей все движения и действия. Знакомя детей с хороводами, надо постараться раскрыть главную мысль. Так в хороводе «Земелюшка-чернозём»- рассказывается о плодородной земле, на которой выросли берёзонька, травушка и цветы, из которых заплетаются красивые веночки. Тема родной природы подаётся тепло и любовно. Образный текст диктует несложные подражательные движения. Припев  песни звучит чуть громче, веселее, выполняются ритмичные притопы с поворотом вправо и влево, повторяющиеся во всех куплетах.

В хороводной игре «Как пошли наши подружки», проводится мысль о дружбе, заботливом отношении друг к другу. Потеряв в лесу подружку, дети беспокоятся, а когда она нашлась, радуются.

Хоровод «Как на тоненький ледок» проникнут чувством дружбы и взаимопомощи. Две  подружки, увидев упавшего с коня Ванечку-дружка, «за белые руки брали, на добра коня сажали, путь дорогу показали». Добрая улыбка присутствует и в этом хороводе.

Русская пляска встречается в детском саду в виде перепляса, своеобразного соревнования: кто сумеет сплясать выразительнее и красивее, кто усвоил большее количество движений, покажет интересные комбинации из этих движений.

Существует и свободная пляска, носящая творческий характер. Овладев определёнными плясовыми движениями, дети вносят в них какие-то нюансы, комбинируют их по-своему, а иногда придумывают пляски сами. Пляски-импровизации развивают детскую инициативу, будят воображение, активизируют творческие способности.

В детском саду существуют пляски с зафиксированными движениями, составленными на основе переработки подлинных русских народных плясок, но будет ошибкой переносить их из профессионального коллектива в среду детей, оставив всё без изменений. Дети механически повторяют за педагогом движения, не испытывая при этом никакого удовольствия, быстро утомляются, теряют всякий интерес к обучению.

Такой подход к русским народным пляскам снижает их художественно-воспитательное значение.