(Для воспитателей или родителей)

Использовать портреты композиторов, фонограммы .

Звучит «Романс» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича из кинофильма «Овод». Выходят ведущие.

1 ведущий. Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса, становлением этого музыкального жанра в России.

2 ведущий. В  «Музыкальном словаре» дано такое определение романса. Романс- это произведение для голоса с инструментальным сопровождением (чаще всего фортепианным)

1 ведущий.Слово  «романс» происходит от испанского слова «романс» , что значит «романский»  , то есть исполняемый на романском  (испанском ) языке. В Испании в отличие от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни пели на испанском языке. Позже романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

2 ведущий. Во всей Европе песни с любовным содержанием и чувственной мелодией,  в отличии от простонародных , стали называть красивым испанским словом «романс». В романсе, по сравнению с песней, текст связан с музыкой, которая отражает не только его общий характер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену. Инструментальное сопровождение в романсе выступает как равноправный участник ансамбля, выполняющий выразительную функцию. Романс становится одним из ведущих музыкальных жанров, раскрывающих внутренний духовный мир человека. В поисках новых выразительных возможностей романса композиторы обращаются к шедеврам поэтического искусства, уделяют особое внимание проблемам декламационности, объединяют романсы в вокальные циклы, в которых противопоставляются контрастные музыкально-поэтические образы.

Крупнейшими зарубежными мастерами романса являются Шуберт, Шуман, Брамс, Гуно, Массне, Григ.

1 ведущий. Русский бытовой романс 19 начала 20 века явление неоднородное. В нём чётко прослеживаются три основные жанровые линии : русской народной песни, элегии и баллады.

Самое ценное в музыке русского романса его богатая и выразительная мелодия. Широкая распевность, гибкость, пластичность унаследованы от народной песни. В городах было зазорным петь простонародные песни и, чтобы как-то облагородить их, аккомпанировали на гитаре.

Ярким образцом сходства с русской народной песней является романс Варламова » Красный сарафан» на слова поэта А. Дельвига.

«Красный сарафан» муз.Варламова (Звучит в исполнении Брониславы Златогоровой, у неё низкий женский голос-альт)

2 ведущий. Одним из самых популярных романсистов был  Александр Александрович Алябьев. Его песни и романсы были любимы всеми и распевались повсюду. Один из популярнейших романсов Алябьева » Соловей» на слова Дельвига сразу же вошёл в быт, стал народным и до сих пор не утратил своей ценности. Глубокое обаяние романса в его задушевности и широкой распевности. Поддерживаемая простым аккомпаниментом мелодия льётся свободно, неторопливо, от души. Произведение написано в куплетной форме с характерным для русской народной песни сопоставлением запева и припева.

«Соловей» Алябьева  (Звучит в исполнении Милицы Корьюс. Родом певица из Прибалтики, но уехала жить в Америку, снималась в кинофильме «Большой вальс».  У неё высокий женский голос, который называется колоратурное сопрано)

1 ведущий. В пушкинскую эпоху излюбленным видом творчества как поэтов, так и музыкантов становится элегия. Это особый вид лирико — философского романса, в котором преобладает содержание, размышление, глубокое раздумье. Богатый материал для элегического романса давала поэзия Баратынского, Дельвига.

Чтение стихов Баратынского и Дельвига

2 ведущий. На слова Баратынского создал своё первое замечательное произведение- элегию  «Не искушай» молодой Михаил Иванович Глинка. Потом у него было написано свыше 70 романсов. Воспроизведя самые выразительные из привычных интонаций, Глинка придал им особую свежесть и обаяние, наполнил их  глубоким чувством и живой  мыслью. В первой части романса господствует печальное настроение, возникает образ разуверившегося в любви человека, но во второй- мажорной половине, мелодия оживляется, приобретает более активный характер, растёт, устремляется вверх. Слова говорят о разочаровании, а  музыка раскрывает совсем другое- жажду любви, желание надеяться и верить.

«Не искушай» муз.Глинки (В исполнении Сергея Яковлевича Лемешева-обладателя высокого мужского голоса-лирического тенора)

Примером романса , имеющего сходство с элегией. может служить прекрасный романс » Утро туманное» на слова Тургенева. В нём с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство  тоски  по ушедшему счастью. Музыку сочинил офицер лейб- гвардии гусарского полка Эраст Абаза-одарённый музыкант- любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в 1855 году.

«Утро туманное»муз.Абаза

1 ведущий. Широкую популярность в 70-х годах 19 века приобретает жанр — баллада. Это произведение повествовательного характера, посвящённое мрачным, таинственным, остродраматическим событиям, нередко связанным с народными преданиями, легендами, включающими фантастический элемент.  Создателем баллады в русской музыке по  праву считается Верстовский, его баллада на слова Пушкина «Чёрная шаль».

«Чёрная шаль» муз.Верстовского

2 ведущий. Основоположник русской школы вокального  пения Михаил Иванович Глинка писал романсы на протяжении всей своей жизни. Его лирические романсы своего рода исповедь. Особое место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них жемчужина русской вокальной лирики  » Я помню чудное мгновенье». В этом романсе слились воедино гений поэта и композитора. В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение. Чуткость, одухотворённость, образованность девушки поразили Глинку и , благодаря глубокому чистому чувству композитора, появился вдохновенный романс.

«Я помню чудное мгновенье» муз. Глинки

1  ведущий. Более ста песен написано известным русским композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским.     В них глубоко и психологически правдиво раскрыт внутренний мир человека, его чувства и мысли. Любимыми поэтами композитора были Пушкин и Лермонтов, чей гений служил источником вдохновения для многих композиторов. Глубоким лиризмом проникнут романс  » Мне грустно» на слова Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Мне грустно» муз. Даргомыжского

2 ведущий. Знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский  кроме опер, симфонических концертов, балетов, написал более 100 романсов, для которых характерна искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражения. О романсах  Чайковского композитор Асафьев писал: «В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной, среди людей, страдающих от мелочной и пошлой жизни, нужна была музыка непосредственного, искреннего чувства, которая давала бы возможность отвести душу».

Один из самых лучезарных романсов композитора » День ли царит» на слова А.Толстого. В нём отражается бурный восторг, пламенность беспредельного, всепоглощающего чувства.

«День ли царит» муз Чайковского

1 ведущий. Трудно найти человека. который бы не слышал романса Чайковского «Средь шумного бала» на слова А.Толстого. Он написан в ритме вальса, что отвечает содержанию стихотворения (воспоминания о встрече с любимой во время бала). Этот романс- тонкая, проникновенная, лирическая миниатюра, интимное признание в своём чувстве.

«Средь шумного бала» муз. Чайковского

2 ведущий. Нельзя не сказать ещё об одном композиторе, который обогатил сокровищницу русского романса, о Николае Андреевиче Римском- Корсакове. В многогранном творчестве композитора особое место занимают романсы, а их он создал 79. Вокальной лирике Римского- Корсакова присущи глубокая поэтичность,  безупречная художественная форма. Основное содержание его романсов- любовные чувства, образы природы, мотивы восточной поэзии, размышления об искусстве. Стихи, которые привлекают Римского- Корсакова, указывают на его тонкий вкус. Любимые поэты композитора- Пушкин, Майков, Фет, Кольцов, А.Толстой.

Стихи поэтов

1 ведущий. Послушаем романс Римского-Корсакова  «Дробится и плещет» из цикла  » У моря». Могучий морской прибой рождает бурный прилив энергии, чувство радостного упоения жизнью. «От грома и плеска проснулась душа: сродни ей шумящее море»- такова главная мысль произведения.

«Дробится и плещет» муз. Римского-Корсакова

2 ведущий.Подошла к концу наша встреча с романсом. Надеемся, что она останется в вашей памяти и каждая последующая,  будет для вас настоящим праздником, большим волнующим событием.