1 этап- Сформировать у детей способы импровизаций простейших мотивов на слоги, подражающие звукам различных жизненных явлений, передавать простейшие выразительные интонации:

а/ Звук горна, пение кукушки, ауканье, гудок паровоза, жужжание пчелы, гул самолёта.

б/ Песенки — переклички, интонирование своих имён.

2 этап- Формировать способы импровизации /оканчивать мелодию, начатую взрослым,
развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросно-ответной формы/.

Методические указания- Объяснить детям, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например:

«Ты куда идёшь?- «Домой».

В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ.

а/ «Зайчик, зайчик, где ты был?- «На лужок гулять ходил»

б/ Что ты хочешь кошечка?»- «Молочка немножечко»

Звучит вступление, поётся мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребёнок импровизирует ответ и звучит заключение

в/Импровизировать мелодию ответа в песне «Ладушки»- «У бабушки»

г/ «Гуси, гуси, где ваш дом? «Импровизация ответа- «Возле речки под кустом»

д/ «Музыкальное лото»- на карточках у 3-х детей по 1-2-3 картинки /кошечка, зайчик, мишка, лягушка, машина, гусь, петух, самолёт/.

Ведущая берёт любую отдельную карточку с текстом и читает:

1/ «Утром на опушке квакали лягушки»

Ребёнок, у которого на карточке оказалась лягушка, пробует сочинить попевку в удобной для него тональности и , если это ему удаётся, то получает карточку- дубликат и закрывает ею на своей карточке лягушку. Если нет, ведущая оставляет её у себя. Игра продолжается. Кто первым закроет свою карточку, становится ведущим.

Варианты стихов:

2/ Заинька- зайка, маленький зайка.

3/ Самолёт летит, самолёт гудит.

4/  У нас машины разные: би-би, зелёные и красные : би-би.

3/ Этап- Сочинение детьми мелодий контрастного характера.

Задача- Формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развивать чувство лада /ощущение мажора и минора/.

Методические указания- Объяснить детям, что музыка может выражать различные чувства, она может быть весёлой, грустной. Исполнить 2 песни- весёлую и грустную. Например: «Весёлый музыкант» Филиппенко и  «Кролик» Островского или другие. Затем предложить текст и определить какая по характеру должна быть песня:

1/ Солнце ярко светит, весело на свете»- весёлая.

Затем другой текст:

2/ «Дождик льёт как из ведра, загрустила детвора»- грустная.

3/ Сочинить песню, сочетающую 2 звукоряда/мажор и минор/:

«Танечка идёт, весело поёт,

Танечка упала, всем нам грустно стало»

4/ «Во кузнице»- шуточная плясовая, «Ходила младёшенька по борочку»- лирическая, «Бай качи»- прибаутка. Эти песни даются в сопоставлении, привлекается внимание к соответствию мелодии и текста.

Таким образом, специальные задания, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяет лучше ориентироваться в подборе мелодии, ритма , нюансов, динамики, темпа и т. д., развивает творческую активность дошкольников, совершенствует дикцию, дыхание, звукообразование. Доступные народные тексты позволяют легко находить новые комбинации, видоизменять, улучшать созданное ранее.

Кроме того, формирование у детей песенного творчества, оказывает влияние на развитие воображения, таких нравственных качеств, как доброжелательность, внимание друг к другу, а также в целом музыкальности.

Для формирования творческой активности детей необходимо создать определённые условия:

1/ Проявление интереса воспитателя к деятельности детей, их творчеству с целью создания творческой атмосферы.

2/ Выделение времени в режиме дня для ознакомления с народным декоративно — прикладным искусством на специальных занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

3/ Наличие предметов народного искусства, воспитание положительного эмоционального отношения к ним детей.

4/ Применение загадок и стихов при рассматривании предметов народного искусства и анализе детских рисунков.

5/ Общественная направленность деятельности детей: изготовление атрибутов для игр, музыкальных занятий, деталей костюмов, участие в оформлении помещений детского сада по мотивам народного искусства.